Выбор Языка

ar en ru

Кунта-Хаджи Кишиев, Эвлия и Учитель

В своем трактате «Тарджамаат макалати шейх Кунта», изданном до революции в Дагестане, Кунта-Хаджи пишет: «Если человек безразличен ко всему, довольствуется тем, что ест и пьет, то он далек от нравственного совершенства. Если мюрид хочет знать, насколько он близок к Богу, Пророку и Учителю, то пусть посмотрит в свое сердце. Если оно поражено жаждой власти, пусть знает, что он далек от Бога, Пророка и Учителя. Если сердце мюрида ноет, наполнено состраданием к людям, лишено неприязни и зависти, то он близок к Богу, Пророку и Учителю... Убравший из своего сердца гнев, простивший обиду, стократ упоминающий Аллаха, молящийся за тех, кто злословит, – раб Божий».

Для чеченского народа он был спасителем и святым. Для царских же властей – смутьян, подбивающий людей служить не господам, а Всевышнему. Кунта-Хаджи, проповедовавший всю жизнь смирение, мир, доброту и справедливость, вместе с братом Мовсаром 3 января 1864 года по распоряжению царя Александра II был схвачен в районе Шали и сразу же отравлен в Новочеркасск через Владикавказ. Цари не воюют со святыми и мудрецами, но Александр II, принял именно такое решение.

Весть об аресте Кунта-Хаджи мгновенно облетела Чечню. Тысячи горцев бросились в Шали, полагая, что арестованные еще здесь. Царские чиновники, предчувствуя недовольство со стороны горцев, подтянули к Шали крупный, хорошо оснащенный отряд во главе с князем Тумановым. Считая, что Кунта-Хаджи с братом еще здесь, мюриды трижды посылали к князю делегатов с просьбой выдать им устаза, но получили отказ. Для горцев, свято чтивших адаты своих предков, это было равносильно смерти. Побросав оружие, горцы совершили омовение в ледяной воде Басса, а затем пошли на царские редуты. Солдаты встретили их картечью из артиллерийских орудий и оружейными залпами. В этом неравном бою погибли сотни мюридов – последователей Кунта-Хаджи, сотни были ранены и искалечены. После Шалинской бойни зикризм был под запретом, а уличенные в нем немедленно ссылались в Сибирь.

В течение двух лет шейх Кунта-Хаджи содержался в городе Устюжна Новгородской губернии (ныне Вологодская область). В тюрьмах Новочеркасска и Устюжны он сполна испытал судьбу невольника. Письма шейха, которые так и не дошли до семьи и родственников, свидетельствуют о тяжких испытаниях, которые он переносил смиренно и с достоинством. Будучи выходцем из беднейшей части чеченцев, Кунта-Хаджи пытался установить духовное братство, социальное равенство. Борьбу с социальным злом он видел не в применении силы, а в нравственном самоочищении, взаимной поддержке горцев, в вечном поиске Всевышнего. Он признавал одну единственную власть – власть Аллаха.

За его нравственную чистоту, поиски общего блага, высокую духовность Кунта-Хаджи в народе называют Эвлияом (святым) и Устазом, т. е. Учителем. При власти в России коммунистов учение Кунта-Хаджи так же, как и при царизме было под запретом.

Мир, несмотря на достижения цивилизации, к сожалению, не становится более справедливым и менее коварным и злым.

Борцы за справедливость – высоконравственные люди, конечно, как и во все времена были, есть и будут. Но таких, как Кунта-Хаджи – истинно святых, нет. Из тюрьмы в Устюжне, где содержался Кунта-Хаджи, он таинственным образом исчез. С тех пор его никто не видел. Но его последователи верят, что настанет день, когда он вновь объявится и будет также проповедовать мир и добро.

 

 

Последние добавленные фотографии

newnewnewnewnewnewnewnew

Версия для слабовидящих